Транспортировка сырья является важной составляющей стабильного функционирования горнодобывающего предприятия. В совокупности общих затрат по переработке и добыче полезных ископаемых, стоимость транспортировки составляет на открытых горных работах до 50%. По этой причине большинство предприятий регулярно модернизируют свои схемы транспортировки, что дает возможность обеспечить повышение эффективности и снижение себестоимости в краткосрочной перспективе.
Факторы влияния
По мере развития технологии добычи полезных ископаемых развивалось и направление их транспортировки. Самые распространенные на горнодобывающих предприятиях системы транспортировки:
- железнодорожный транспорт;
- конвейер;
- автомобильный транспорт;
- подвесные канатные дороги.
В настоящее время не существует приоритетного направления транспортной логистики, которое бы оптимально удовлетворяло все существующие предприятия. При этом в каждом индивидуальном случае во время разработки схемы транспортирования полезных ископаемых необходимо тщательное внимание обращать на следующие факторы:
- рельеф местности;
- объем перевозимого груза;
- расстояние до перегружателя;
- наличие инфраструктуры;
- операционные затраты;
- ритмичность грузопотока;
- потребность в обслуживающем персонале;
- капитальные затраты;
- суммарные затраты на проект внедрения.
Анализ всех этих факторов поможет сделать правильный выбор в пользу одного из существующих способов транспортировки.
Особенности транспортных систем
Железная дорога представляет один из самых надежных и производительных способов транспортировки. Несмотря на значительные капитальные расходы при строительстве, она обеспечивает длительный срок интенсивной эксплуатации с низкими удельными эксплуатационными затратами.
Конвейерный транспорт традиционно используется на открытых и закрытых горных разработках. Он умеет преодолевать самые крутые уклоны, что позволяет перемещать полезные ископаемые непосредственно от места добычи. Капитальные затраты на строительство и последующую эксплуатацию конвейера значительно ниже по сравнению с железнодорожным транспортом.
Автомобильный транспорт является одним из самых простых способов доставки груза к месту назначения. Первоначальные затраты на приобретение парка автомобилей и строительство технологических дорог очень быстро окупаются. Предпочтительно использовать автомобильный транспорт при разработке небольших месторождений или для перевозки на небольшие расстояния.
Подвесные канатные дороги – это одна из альтернатив конвейера при сложном рельефе местности. Они обеспечивают перевозку людей, крупногабаритного груза и горной массы на расстояние до 10 километров. Не требуют значительного количества обслуживающего персонала и больших первоначальных финансовых вложений.